русский english сделать стартовой
Республика

Официальный сервер органов государственной власти

Государственное Собрание
(Ил Тумэн) РС(Я)

Правительство РС(Я)

Центральная Избирательная комиссия РС(Я)

О Якутии

г.Якутск

Официальный сайт администрации

Якутская городская информационно-развлекательная сеть


Академия Наук РС(Я)

Сеть "Наука"

Институт космофизических исследований и аэрономии

Институт региональной экономики

Образование

Министерство образования РС(Я)

Министерство науки и профессионального образования

Якутский госуниверситет

Управление образованием мэрии

Ассоциация попечительских советов

Форум "Ленский край"

Средняя школа №14 г.Якутска

Образовательные учреждения

Общее образование


Краеведческий музей

Музей хомуса

Нумизматический музей

Художественный музей


Русский драмтеатр

Саха театр

Театр миниатюр

Театр оперы и балета

Театр танца

Цирк


2007

2006

2005

2004

2003


Поиск

Информационный медиа-портал doydu.ru

Якутский Гoсударственный Университет

Якутские сувениры с доставкой

Саха диаспора

Министерства по делам предпринимательства, развития туризма и занятости РС(Я)

Сахаохота

Сайт города Удачный

новости


Ущерб от строительства каскада ГЭС на р. Тимптон оценивается только в 700 млн. рублей

6 ноября в Академии наук Республики Саха (Якутия) состоялись общественные слушания по оценке воздействия строительства ГЭС на р. Тимптон Нерюнгринского района на окружающую среду (ОВОС). И вот что по этому поводу нам рассказала заведующая кафедрой географии ЯГУ, профессор С.К. Аржакова:

«Каскад ГЭС на р. Тимптон является составной частью Южно-Якутского гидроэнергетического комплекса, развитие которого будет осуществляться по мере появления потенциальных потребителей электроэнергии.
Так, в Южной Якутии должны быть построены 7 ГЭС: 2 на р. Тимптон, 2 – на р. Учур, 1 – на Верхнем Алдане, 2 – на р. Олекма. Все они относятся к крупным ГЭС.

Например, в совокупности мощность Вилюйских ГЭС 1,2 и 3 составляет 1040 МВт, в то время как каскад ГЭС только на р. Тимптон – это все 2100 МВт. Кроме того, высота Канкунской плотины будет достигать 270 метров, а глубина водохранилища, которое будет простираться почти по всей длине р. Тимптон составит примерно 270 метров. Разработчики ОВОС подсчитали ущерб, который будет нанесен окружающей среде в результате строительства Каскада ГЭС на р. Тимптон, он оценивается в 700 млн. рублей.

Между тем, зона влияния ГЭС затрагивает, например, уникальные Тимптонские родниковые источники подземных вод, производительность которых составляет 850 млн. литров пресной воды в сутки, которые будут затоплены. Как указывает заместитель директора Института мерзлотоведения СО РАН, профессор В.В. Шепелев, если их использовать в качестве источников питьевой воды, то можно получать при расчете 1 рубль на литр, до 850 млн. рублей в сутки. Кроме того, зона влияния ГЭС затрагивает места обитания редких животных, произрастания растений, занесенных в Красную книгу. На общественных слушаниях к.с.-х.н. Николаева Диана с болью говорила о дикуше, уникальной птице, которая гнездится только в бассейне р. Тимптон. К сожалению, по окончании продолжительного обсуждения было принято решение поддержать ОВОС с учетом замечаний и предложений, которых насчитывалось более 30».

По причине большого количества замечаний Светлана Кирилловна настаивала на отклонении принятия ОВОС. Ее замечания заключались в следующем:

«К сожалению, самый главный вывод, который был сделан после знакомства с ОВОС - это отсутствие глубокого анализа изменений состояния окружающей среды, характерных обычно для такого рода ОВОС. Поэтому закономерно, что от отчета НИР ожидалось, что в выводах будут предложения о вложении инвестиций в разработку НИР по влиянию каскада ГЭС на гидрологический режим рек Алдан и Лена, на мониторинговые исследования и наблюдения, на разработку ТСН в области гидрологических расчетов (необходимость которых предусмотрена федеральным СНИПоМ!). Знакомство с ОВОС показало, что гидрологический и водохозяйственный расчеты выполнены на недостаточном уровне, например, при обосновании размеров водохранилища в обязательном порядке указывается характер возможного в будущем маловодья - его длительность и степень понижения речного стока. А этот вопрос вообще отсутствует.

ЗАМЕЧАНИЯ:

1. В ОВОС не указаны, на основе, каких материалов (статистических, гидрологических, водно-технические изыскания) она выполнена. Какая гидрологическая информация, по какой год, сколько лет, в какое время года и т.д.

2. Отсутствуют исследования по изменению сейсмической активности в прилегающих районах, т.к. установлено, что при заполнении Нурекского водохранилища число землетрясений возросло до 30-40 в 10-летие против 3-4 - до его заполнения. А это потребовало даже замедления наполнения водохранилища.

3. При оценке ВОС не учтены изменения, произошедшие на реке Вилюй, т.к. в качестве аналога использованы, цитирую: «другие сибирские ГЭС, например, Саяно-Шушенская ГЭС». Между тем, многолетними наблюдениями на ВГЭС установлено, что изменения уровней и температуры воды, сроков замерзания и вскрытия, продолжительности ледостава и толщины льда прослеживаются на расстоянии 2000 км от ГЭС. Кроме того, непосредственно у плотины ГЭС в нижнем бьефе образуется полынья длиной в среднем 50-60 км. А это значит, что неизбежны аналогичные изменения в гидрологическом режиме реки Алдан.

4. Не подсчитан ущерб, наносимый 2-м ООПТ (особо охраняемым природным территориям).

5. Не подсчитан ущерб, наносимый водному транспорту и лесосплаву, водоснабжению населенных пунктов (бесперебойная работа водозаборных сооружений, поддержание санитарного качества воды на р. Алдан), здоровью населения в бассейне р. Алдан.

6. Не рассмотрены альтернативные источники получения электроэнергии.

Общеизвестно, что в настоящее время теория работы каскадов ГЭС и методика оптимизации их режима разработаны пока недостаточно, а в условиях развития ММП - это вообще не исследованный вопрос. Поэтому предлагаю внести в решение общественных слушаний следующие

ПРЕДЛОЖЕНИЯ:

а) Предусмотреть вложение инвестиций в разработку Территориальных строительных норм (ТСН) Якутии, которые учитывали бы особенности гидрологического режима северных рек, поскольку согласно федеральному СНиПу 10.01.94. Основные положения, в каждом субъекте РФ должны быть разработаны свои, региональные ТСН.

б) Основным документом, регламентирующим принципы и методы управления речным стоком с максимально возможным учетом интересов всех водопользователей и безопасности подпорных сооружений гидроузла, населения и хозяйства в нижнем бьефе, является документ, который называется «Правила использования водных ресурсов водохранилищ». Эти правила являются руководящим документом, обязательным для всех организаций и ведомств,имеющих отношение к эксплуатации и использованию водных ресурсов, поскольку надежность снабжения потребителей водой и энергией в установленных размерах обеспечивается именно строгим применением Правил. Поэтому предусмотреть вложение инвестиций в разработку Правил управления водных ресурсов водохранилищ каскада ГЭС на р. Тимптон с целью повышения эффективности их использования.

в) Предусмотреть вложение инвестиций в разработку НИР по прогнозу изменения гидрологического режима и окружающей среды в бассейне р. Алдан и Лены в целом.

г) Предусмотреть вложение инвестиций в мониторинговые исследования и наблюдения режима рек Тимптон, Алдан и Лена как в период строительства, так и в период эксплуатации ГЭС».

В заключение Светлана Кирилловна отмечает, «что опыт мировой практики показывает, что в мире еще в 70-80-е годы произошел отказ от строительства крупных и гигантских ГЭС, поскольку реки должны быть сохранены для будущих поколений как источник пресной питьевой воды. А если уж строить ГЭС, то сегодня в отличие от прежних, советских времен, ставится задача строительства водохранилищ совершенно нового поколения, которые наносят минимальный ущерб природе, но которые одновременно компенсируют эти потери путем решения острых социальных и других жизненно важных вопросов регионов, где они строятся.

Например, должны быть предусмотрены при строительстве ГЭС ввод централизованного водоснабжения в населенных пунктах бассейна р. Алдан, строительство очистных сооружений, при снижении судоходных условий - строительство альтернативных транспортных систем (автодорог с твердым покрытием), ввод в строй жилья, посадка лесов и даже создание национальных парков.

Таково должно было быть содержание обсуждаемой сегодня ОВОС на реке Тимптон. Отсюда вывод однозначен: При строительстве 7 ГЭС в Южной Якутии природе, населению и хозяйству бассейна р. Алдан будет нанесен огромный ущерб, поэтому отклонить ОВОС из-за отсутствия рассмотрения альтернативных источников получения электроэнергии и принять решение об отказе строительства каскада ГЭС на р. Тимптон».

Яна Малардырова
Пресс-служба ЦНИТ ЯГУ

Читателей: 123

Имя:
Комментарий:

Посмотреть объявления

Новое объявление


ЯСИА

   Газеты

Якутия

Якутск вечерний

Эдэр Саас

   Электронные СМИ

Курсор

В Якутии.ру

Дабаан

Sakhanews


100 знаменитых имен

1250 лет Олонхо

Блюда народов Якутии

Василий Манчаары

Зверев С.А.- олонхосут

Кудангса Великий

Кулаковский А.Е.

Нюргун Боотур

Пантеон божеств

Платон Ойунский

Просветители

Суорун Омоллон

Тыгын

Шаманизм

Ысыах

Якутские орнаменты


"Арт-Саха модерн"

"Великие иллюзии"

"Ветер перемен"

"Северное сияние"

"Срединный мир"

А.Ходулов

Арт-галерея

Выставочный Центр

Иван Попов

Изделия из бересты

Иннокентий Корякин

К.Пшенников

М.М.Павлов

М.Старостин

Мария Магатырова

Мир природы

Михаил Носов

Николай Травин

О. Степанов

П. Ласс

С.Парников

Саха-арт 2001

Сергей Марков

Союз художников

Т.В. Аммосов

Т.Краснопольская

Фотогалерея

Художественный лицей

Э. Пахомов

Эллей Сивцев